История Собора

В начале XVIII века на месте Ораниенбаума стояла чухонская мыза, подаренная императором Петром Великим генерал-губернатору Ингерманландии светлейшему князю А.Д.Меншикову, который в 1710-1714 гг.. возвел на месте, занимаемом ныне Большим Ораниенбаумским («Меншиковским») дворцом, свою загородную резиденцию и разбил подле нее обширный сад с каскадом и фонтанами. Неизвестно, от оранжерей ли с заморскими апельсиновыми деревьями, которые были заведены при разбивке сада, или от найденного, по преданию, князем Меншиковым при заложении города апельсинового (оранжевого) дерева, пошло название города. Достоверен лишь тот факт, что с 1714 года усадьба носит это имя (Oranienbaum, нем. – апельсиновое дерево), которое позднее перешло и к дворцовой слободе, а с 1780 г. – к городу.

Ораниенбаум был любимой летней резиденцией Меншикова. Здесь он устраивает пышные празднования для царского двора. При Императрице Екатерине I, в 1727 году, одновременно со строительством каменного дворца в одной из его галерей, «полудержавный» хозяин Ораниенбаума возвел, вероятно, для себя домовую церковь, которая была посвящена вмч. Пантелеимону, в воспоминание одержанных в день его памяти русским флотом побед над шведами при Гангуте (27.07.1714) и Гренгаме (27.07.1720). Освящение Пантелеимоновской церкви совершил 3 сентября 1727 года архиепископ Новгородский Феофан Прокопович.

d32d593f6116a225bfb60d825a415612После падения Меншикова в 1728 году, усадьба перешла в казну, но Пантелеимоновская церковь осталась придворной, служа позже одновременно дворцовой и приходской.

В царствование Императора Александра I, дворец с храмом перешел к брату царя – Великому Князю Михаилу Павловичу (1798-1849), который жил здесь в летнее время с супругой, Великой Княгиней Еленой Павловной. В это время начинается история сооружения Михайловского собора. Так как придворный Пантелеимоновский храм отстоял от города на две версты и только один придел в нем был теплым, что создавало тесноту, то ораниенбаумцы очень нуждались в собственном городском храме. Начало этому положил настоятель Пантелеимоновской церкви протоиерей Гавриил Маркович Любимов (1820-1899), известный местный батюшка, любимый и уважаемый ораниенбаумцами за свою широкую благотворительную деятельность.

С согласия Великой Княгини Елены Павловны, в 1856 году жители Ораниенбаума подали прошение на имя протопресвитера придворного духовенства В.Б.Бажанова о выдаче книжки для сбора пожертвований на постройку деревянной приходской церкви. Возвести храм решено было в самом центре города, на углу Большого (Дворцового) проспекта и Екатерининской улицы, освятив его во имя Архистратига Божия Михаила, в память о Великом Князе Михаиле Павловиче.

В октябре 1865 года было получено благословение на постройку храма, и начались работы. Строительство велось на пожертвования высоких владельцев города и частных лиц. Одним из главных жертвователей был лесопромышленник Николай Иванович Русанов.

17 (29) декабря 1866 года был освящен главный престол церкви во имя Святого Архистратига Михаила, через неделю – левый Казанский придел, устроенный в честь избавления Ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах. Во время этих эпидемий, жители Ораниенбаума подняли из дворцовой церкви местночтимый образ Казанской Божией Матери, которым, по преданию, императрица Анна Иоанновна благословила Цесаревну Елизавету Петровну, и обнесли его вокруг Ораниенбаума, после чего холера оставила город.

Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, устроенный на средства Н.И.Русанова в память Императора Николая I и Наследника Цесаревича Николая Александровича, был освящен 18 (30) июня 1867 года.

Вдовствующая Великая Княгиня Елена Павловна пожертвовала в храм деревянный золоченый иконостас с резными царскими вратами и писанными на полотне по золотому полю иконами. Ее дочь, Великая Княгиня Екатерина Михайловна, в свой черед, пожертвовала утварь из золоченого серебра и дорогое напрестольное Евангелие. Новоосвященный Михайловский храм был передан в ведомство придворного духовенства и приписан ко дворцовой церкви св. Пантелеимона.

30 марта 1895 года, указом Императора Александра III, храм вместе со Свято-Троицкой кладбищенской церковью и церковью Божией Матери «Утоли моя печали» в Мартышкине были отчислены в епархиальное ведомство. Настоятелем Михайловского храма стал его основатель, протоиерей Г.М.Любимов, а вторым священником был некоторое время (1895-1898) его сын Димитрий, в будущем епископ Гдовский, викарий Ленинградской епархии и ревностный «иосифлянин». Через четыре года отец Гавриил умер и был погребен в левом приделе Михайловской церкви, которая после указа Святейшего Синода от 25 января 1902 года, была названа Ораниенбаумским собором Св. Архистратига Михаила.

С каждым годом число прихожан собора росло, и он стал тесен. В 1905 году, когда настоятелем был протоиерей Д.М.Люцернов, прихожане решили выстроить каменную трехъярусную колокольню, нижней частью своей непосредственно примыкающую к собору. Это и было исполнено в 1905-1907 гг. Однако, когда колокольня была готова, все увидели сколь скромно и бедно смотрится на ее фоне здание старого деревянного собора. Тогда давнее желание горожан иметь новый каменный собор, найдя отклик в сердцах членов церковно-приходского попечительства, воплотилось в просьбе от 19 октября 1909 года разрешить сбор пожертвований на каменный храм. Разрешение было получено, и 2 февраля 1910 года сбор начался. Главным жертвователем собора стал Д.Г.Виноградов, пожелавший поставить на строительство весь кирпич и камень. Летом того же года он пожертвовал новый звон в 9 колоколов. В августе 1910 года, после молебна, строители начали делать вокруг старого деревянного храма траншеи для фундамента.

Первый проект храма, составленный архитектором Н.А.Фроловым, был отклонен Императорской Академией художеств и возвращен для пересоставления. Церковно-приходское попечительство обратилось к художнику-архитектору Петергофского дворцового управления Александру Константиновичу Миняеву, который составил новый проект в «псково-новгородском стиле», одобренный 7 мая 1911 года Академией художеств. Посвятить новосооружаемый собор было решено 300-летию царствования дома Романовых.Oranienbaum_Sobor_Archangela_Michaila_1910-e

21 августа 1911 года состоялась церемония закладки, которую совершил епископ Нарвский Никандр. Здание собора, возведенное почти до крыши, было убрано зеленью и флагами. Под колокольный звон Преосвященный Никандр прибыл в собор и совершил в старом деревянном соборе, помещавшимся как бы внутри нового, строящегося, Божественную Литургию. Присутствовали: обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, почетные гости, командиры расквартированных в Ораниенбауме полков, именитые горожане, прихожане и пожертвователи, в том числе и Д.Е.Виноградов.

По запричастном слове, о. Иоанн Разумихин, настоятель собора, обрисовал значение происходящего, а после Литургии состоялся крестный ход, который поднялся к месту закладки, где епископ Никандр совершил чин закладки, положив мраморную закладную доску вместе с монетами в одном из столбов.

Однако, в 1912 году из-за нехватки денег, стройка остановилась, а осенние заморозки не дали закончить железобетонные работы. В следующем году на помощь пришел местный житель М.И.Петров, «архангел Михаил» при св. прав. Иоанне Кронштадтском, раскаявшийся «иоаннит», который был даже отлучен от Святого Причастия. Он пожертвовал на храм 60 тысяч рублей, оплатив материалы и рабочих. Благодаря этой помощи, отделка собора была освящена ко дню освящения, который был назначен на 30 января 1914 года.

За четыре дня до освящения, из Ораниенбаумского дома трудолюбия, где во время строительства находился престол храма и совершалось богослужение, причт городского собора, подняв кресты, хоругви, святые иконы, аналои, престол и церковную утварь, под перезвон колоколов нового собора, перенесли их торжественно в него. Местность, прилегающая к собору, накануне освящения была украшена национальными флагами и вокруг него были установлены елки. В переполненном соборе протоиерей Иоанн Разумихин в соборном сослужении причта Михайловского храма и местных церквей отслужил Всенощное бдение с литией.

Утром 30 января был совершен водосвятный молебен. Из Петербурга на торжество освящения прибыли митрополит Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, Санкт-Петербургский генерал-губернатор граф А.В.Адлерберг, посланник Его Величаства флигель-адъютант полковник граф А.А.Игнатьев, а также другие приглашенные. Митрополит Владимир возглавил торжественный крестный ход вокруг храма. Владыка окропил святой водой стены собора и освятил главный престол во имя Святого Архистратига Михаила. Сказав перед началом Литургии слово о постройке храма, по свершении ее митрополит Владимир около часа благословлял собравшийся на торжественный молебен народ. Затем он прошел на место упокоения в новом храме покойного протоиерея – храмосоздателя Гавриила Любимова и совершил краткую литию с молитвой «Боже Духов…», возглашением вечной памяти. 5 февраля 1914 года причтом собора, без участия Владыки было совершено освящение правого придела во имя св. Николая Чудотворца, а 7 февраля – левого предела во имя Казанской Божией Матери. Оба освящения сопровождались крестными ходами с участием великого множества богомольцев.

Новый храм, выдержанный в неорусском стиле, выглядел величественно: высота его составила 36,5 м, длина до 37 метров. Посторойка обошлась в 150 тысяч рублей. Главными пожертвователями на его сооружение были: М.И.Петров (60 т.р.), Д.Е.Виноградов (35 т.р.) и староста собора Г.А.Савельев (4 т.р.).

Иконостасы из темного дуба с позолотой были вырезаны в Кашине мастеров Полушкиным, образа написаны в Бежецке А.Г.Яковлевым. Среднее большое резное паникадило из позолоченной бронзы пожертвовал в собор член Ораниенбаумской городской управы И.Н.Туркин. Изготовлено оно было в Москве, имело в диаметре аршин и было украшено символами четырех евангелистов. Такую же форму имели малые (боковые) паникадила, изготовленные в Москве и пожертвованные в храм И.Д.Полисадовым. На стенах и колоннах собора были укреплены бронзовые канделябры. Над главным престолом возвышалась сень, имевшая вид шапки Мономаха. У колонн, обращенных к молящимся, были устроены возвышения, на которых под сенями висели иконы: справа – святых, имена которых носила семья Царствующего Дома, слева – Спасителя, Божией Матери и святого Иоанна Рыльского.

В местном ряду иконостаса центрального придела, справа от царских врат, помешался образ Святого Архистратига Михаила в серебряной позолоченной ризе, слева – образ Божией Матери Державной. Народом особо чтился замечательный образ Воскресения Христова с камнем от гроба Господня.

В Никольском приделе помещалось распятие Господа, а южная стена его была покрыта росписью на темы Первого (325г.) Никейского Вселенского собора, где изображался спор свт. Николая с арианами. Амвон Михайловского храма был огражден красивой деревянной решеткой. Замечательны в художественном отношении были запрестольный крест и подсвечники, установленные перед местными иконами.

Ежегодно 27 июля (9 августа н.ст.), в праздник великомученика Пантелеимона из Михайловского собора во дворцовую Пантелеимоновскую церковь совершался крестный ход. Храмовая икона целителя Пантелеимона, особо чтимая жителями Ораниенбаума и ближайших селений, размещалась в дворцовой церкви против местной иконы Спасителя. На ней была серебряная вызолоченная риза, сделанная в 1811 году, и множество «привесков» из драгоценных металлов – дары и пожертвования исцеленных от недугов по молитвам Угодника.

Образ этот часто носили по домам болящих горожан. В 1920-х годах на престольный праздник сюда ежегодно приезжал викарный епископ Петроградский Николай (Ярушевич), особо чтивший память вмч. Пантелеимона. Перед закрытием церкви местный житель Амбрашевич хотел спасти икону, однако, когда он нес ее по городу, она была отобрана у него председателем местной артели В.И.Самсоновым. Дальнейшая судьба иконы, к сожалению, не известна.

8 июля, на Казанскую, из Михайловского собора совершался вокруг города, так называемый, «вечный» крестный ход, высочайше установленный в память спасения Ораниенбаума от холеры в 1831 и 1848 годах. Прихожане собора принимали также участие в крестном ходе, совершавшемся на Николу вешнего из Знаменской церкви в Старом Петергофе, к часовне свт. Николая Чудотворца с «громовым колодцем», стоявшей в Мордвиновском лесу, близ Ораниенбаума. Этот крестный ход совершался до середины 1930-х годов и в ту пору его возглавлял настоятель Знаменской церкви свящ. Константин Быстреевский.

К Михайловскому собору было приписано несколько храмов и часовен: кладбищенская Троицкая церковь, после 1932 года остававшаяся последней действующей в Ораниенбауме, часовня прп. Арефы затворника Печерского, находившаяся в городском ораниенбаумском лесу, обращенная позже в церковь во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», в 1898 году освященная, а также часовня в Ораниенбауме. С 1895 по 1898 к Михайловскому храму была приписана находящаяся под Ораниенбаумом в селе Мартышкино небольшая деревянная церковь Божией Матери «Утоли моя печали» с чудесной, присланной из Афона иконой Божией Матери, в честь которой и был освящен храм.